2013-10-20 Доклад Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края В.И. Прийдуна на Камчатской краевой конференции по охране окружающей среды «О состоянии окружающей среды Камчатского края и мерах по ее улучшению»
Уважаемые коллеги!
От имени Правительства Камчатского края и от себя лично приветствую участников Камчатской краевой конференции по охране окружающей среды, проводимой Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю совместно с исполнительными органами государственной власти Камчатского края, Законодательным Собранием Камчатского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также научными и общественными организациями.
Особую значимость конференции придает тот факт, что она проходит в Год охраны окружающей среды, который проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2012 № 1157, и призван обеспечить права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2189-р утвержден план основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды (включает свыше 80 мероприятий, по всем видам природных ресурсов, в том числе, конкретные проекты по очистке территорий).
Впервые за десять лет пройдет Всероссийский съезд по охране окружающей среды (IV Всероссийский съезд; 2-4 декабря; г. Москва).
Основные ориентиры и направления деятельности органов государственной власти всех уровней в сфере экологии определяется в соответствии:
- с Конституцией Российской Федерации, которая закрепила основные права человека, к которым относится право на благоприятную окружающую среду;
- с международными конвенциями (например: Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсарская конвенция,1971); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 1979); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985); Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992); Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 1994) и другими);
- с федеральным законодательством в области охраны окружающей среды, среди которых базовым является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное развитие социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Основные ориентиры и цель деятельности органов государственной власти Камчатского края в сфере экологии, определены Экологической доктриной Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р).
Экологическая доктрина России воплотила в себе понимание опасности экологического кризиса как для планеты в целом, так и для нашей огромной страны, обозначила пути его преодоления. Она представляет собою документ, интегрирующий качества научной доктрины и политической.
Также необходимо отметить, что в современных условиях значительного влияния экологического фактора на экономические процессы в стране одной из главнейших целей Правительства Российской Федерации является обеспечение экологически – ориентированного роста экономики.
В этой связи, необходимо развивать экологически-ориентированное предпринимательство, которое можно отнести к эколого-инновационной деятельности, поскольку оно работает в направлении достижения устойчивого развития и связано с путями выхода на паритет экономических, социальных и экологических ценностей общества.
Всем очевидно, что проблемы экологии не знают ни региональных, ни государственных границ, что благополучную экологическую среду нельзя создать в отдельно взятом регионе, силами какого-либо одного органа государственной власти, что это проблема общая и решать ее необходимо общими усилиями субъектов Российской Федерации с участием всех ветвей государственной власти.
В этой связи, на Конференции необходимо не только обозначить наиболее общие проблемы, но и наметить пути их решения, в том числе путем анализа существующего положения вещей в экологической сфере.
1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
Камчатка – необычный по красоте край с удивительным сочетанием уникальных природных ландшафтов, вулканов, гейзеров, целебных термальных и минеральных источников, разнообразием объектов животного и растительного мира.
Камчатский край является одним из наиболее благополучных в экологическом отношении регионов России. Экологическая обстановка на территории края определяется сочетанием природных и техногенных факторов, а также особенностями местных климатических условий.
Негативное влияние природных факторов на состояние окружающей среды на территории полуострова предопределяется:
- вулканической деятельностью (парогазовые и пепловые выбросы);
- высокой сейсмичностью, опасными экзогенными процессами (оползни, сели, лавины);
- неблагоприятными природно-климатическими условиями (частые циклоны, пурги, перепады атмосферного давления и др.).
Негативное влияние техногенных факторов на состояние окружающей среды на территории полуострова предопределяется деятельностью топливно – энергетических и рыбоперерабатывающих предприятий, транспорта, предприятий жилищно – коммунального и сельского хозяйства, объектов военной деятельности, и, зачастую, является следствием накопленных в предшествующие десятилетия нерешенных экологических проблем.
В зависимости от состояния окружающей среды можно выделить четыре основных состояния природных комплексов Камчатки.
1. Благоприятное состояние. Характерно для территорий края, практически не затронутых антропогенным воздействием, где вмешательство человека в природные процессы связано лишь с охотничьим промыслом и рыболовством, реже – прогонным оленеводством. К этой градации относится практически 75 % территории Камчатского края (значительная часть этой площади мало пригодна для проживания и хозяйственной деятельности, но благоприятна для отдыха, туризма, а, главное, для сохранения первозданной природной обстановки, качества природных вод и воздушной среды).
Изменения природной среды здесь практически не выявлены.
2. Удовлетворительное состояние. Характерно примерно для 15 % территории края со слабой, на локальных участках со значительной степенью антропогенной нарушенности.
К этим площадям отнесены места проведения геолого-поисковых работ на нефть и газ, сельскохозяйственно освоенные территории с мелкими промышленными предприятиями и СОТами, участки ограниченной лесопромышленной деятельности (с небольшими по объему рубками леса), а также линейные участки вдоль автодорог и трассы газопровода.
Изменения природной среды на этих участках могут быть существенны, но восстановительная способность ландшафтов еще не нарушена и они способны к самовосстановлению. Отмечается быстрое (до 2-5 лет) зарастание просек дорог, горных выработок и др.
3. Напряженное состояние. Характеризуются примерно 4 – 5 % территорий, экологические нарушения на которой вызваны интенсивной лесо- и сельскохозяйственной деятельностью, мелиорацией, и т.д., где отмечается значительная степень нарушенности природных ландшафтов.
На территориях сельхозугодий высока доля эрозионных и дефляционных процессов.
Однако в целом площади сельхозугодий, благодаря высоким фильтрационным свойствам вулканических почв, характеризуются хорошей способностью к самоочищению от тяжелых металлов, пестицидов, углеводородов и поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Поэтому в последнее десятилетие негативное воздействие сельскохозяйственного производства в связи с экономическим спадом уменьшилось, сократилась доля включенных в севооборот полей, уменьшилась доза вносимых минеральных удобрений и пестицидов, из-за зарастания полей – уменьшилась дефляции.
Основные изменения природной среды на этих территориях заключаются в развитии таких экзогенных процессов, как глубинная и боковая эрозия и заболачивание, ведущее к формированию органического загрязнения.
4. Районы кризисной обстановки. Отмечаются примерно на 5 - 6 % территории, приуроченной к долинам рек Авача, Корякская и Плотникова, к ним относятся урбанизированные территории городов и районы активного землепользования. К территориям с кризисной экологической обстановкой относятся также участки природных и техногенных аномалий с очень высоким уровнем концентрации химических элементов (от 2,5 до 20 ПДК в зависимости от класса опасности элемента).
В районах городской и поселковой агломерации наблюдается сильное загрязнение компонентов среды на значительных площадях широким перечнем токсикантов с опасным и чрезвычайно – опасным уровнем загрязнения.
Кризисным состоянием характеризуется территория Петропавловск-Камчатский – Елизовско – Вилючинской агломерации. Здесь практически полностью преобразованы природные комплексы, наблюдается высокое общее загрязнение компонентов природной среды с формированием техногенных геохимических и биогеохимических аномалий.
В целом, состояние окружающей среды в Камчатском крае должно рассматриваться и оцениваться дифференцированно:
1) Для экосистем региона, испытывающих повышенное техногенное и антропогенное воздействие: Авачинская губа, в агломерации Петропавловск-Камчатский – Елизово – Вилючинск; приустьевая часть р. Камчатка, залив Корфа и бухта Скрытая; в границах некоторых поселений.
Состояние экологической ситуации в этих экосистемах в данном временном срезе не может быть признано удовлетворительным;
2) Для иных ключевых экосистем, в первую очередь, особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).
Общее количество ООПТ в Камчатском крае – 121 объект (6 ООПТ федерального значения; 113 ООПТ регионального значения; 2 ООПТ местного значения).
Общая площадь земель, занятых ООПТ в Камчатском крае, составляет 5,36 млн. га или 11,5 % территории края. При этом 3,7 млн. га, или 8 % территории края включено в Список объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО.
Необходимо отметить, что ключевые экосистемы Камчатского края функционируют стабильно, сохраняя свою устойчивость.
2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Для улучшения экологической обстановки на территории Камчатского края реализовывались меры как (1) общесистемного, так и (2) программного характера.
Участие в этой работе принимали исполнительные органы государственной власти, территориальные органы федеральных органов и органы местного самоуправления.
1. Меры общесистемного характера:
Проводится работа:
- по реализации экологической составляющей Схемы территориального планирования Камчатского края, реализация которой призвана обеспечить инновационное развитие приоритетных, ключевых отраслей экономики края, направленное на рост валового регионального продукта, переход к устойчивому развитию края, достижение и поддержание определенного и высокого уровня жизни населения с учетом экологической составляющей;
- по повышению эффективности функционирования экологической составляющей систем жизнеобеспечения населения, в том числе в части системной работы в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- по охране и экологической реабилитации водных объектов, в частности, Авачинской губы и рек и озер Камчатского края.
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 25.03.2013 № 285-Р утвержден План мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды в Камчатском крае в 2013 году, которым предусмотрено проведение тематических мероприятий в рамках календарных природоохранных дат, в том числе международных.
Распоряжением Правительства Камчатского края 08.04.2013 № 139-РП утвержден План по проведению Дней защиты от экологической опасности в Камчатском крае. В рамках проведения Общероссийских Дней защиты от экологической опасности в Камчатском крае инициированы целевые социальные акции: по уборке прибрежных зон водных объектов от бытового мусора, к которым присоединились практически все муниципальные районы и городские округа края.
Результаты этой работы отражались в информационно-аналитических сведениях и справках, материалах совещаний, целевых предложениях к региональным природоохранным программам и планам, направляемых в установленном порядке главному федеральному инспектору по Камчатскому краю Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО, Губернатору Камчатского края, в Правительство и Законодательное Собрание Камчатского края, территориальным органам иных ведомств, в органы местного самоуправления.
Основные оценки, отраженные в годовых докладах «Об экологической ситуации в Камчатском крае», доведены до населения, средств массовой информации и общественных организаций.
Правительство Камчатского края продолжает работу по разработке материалов комплексного экологического обследования территории курорта «Паратунка», для придания статуса курорта федерального значения (распоряжением Губернатора Камчатского края от 27.02.2012 № 196-р образована рабочая группа, в бюджете Камчатского края заложено финансирование указанных работ в размере 12,1 млн. руб.).
В Камчатском крае продолжается работа коллегиальных органов, в области охраны окружающей среды:
- Координационного совета по охране окружающей среды в Камчатском крае;
- комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам Камчатского края;
- межведомственной рабочей группы по выработке решений по вопросам функционирования и развития системы ООПТ Камчатского края.
Работа указанных органов позволяет, в том числе, обеспечить скоординированные действия исполнительных органов государственной власти Камчатского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Камчатскому краю по вопросам:
а) участия в реализации федеральной политики в области экологического развития в Камчатском крае;
б) определения основных направлений охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Камчатского края;
в) урегулирования проблем межведомственного характера в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Камчатского края.
Полагаем, что для оптимизации работы в части принятия мер общесистемного характера необходима подготовка Плана действий Правительства Камчатского края по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р).
2. Меры программного характера:
Ежегодно из краевого бюджета выделяются средства на реализацию природоохранных мероприятий (так, объем денежных средств, выделенных в 2012 году из регионального бюджета на финансирование природоохранных мероприятий, составил 99,8 млн. рублей).
Большая часть этих средств направляется на решение важнейших экологических проблем, связанных со сбором, хранением и утилизацией опасных промышленных и бытовых отходов, а также устранением последствий ранее накопленного в результате хозяйственной деятельности экологического вреда.
В крае шла реализация долгосрочных краевых целевых программ в области охраны окружающей среды, таких как:
1) ДКЦП «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Камчатском крае на 2010-2012 годы» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 28.09.2009 № 352-П; общий объем финансирования – 96,5 млн. руб.);
2) ДКЦП «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 27.02.2012 № 120-П; общий объем финансирования – 10,4 млн. руб.);
3) ДКЦП «Комплексное благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012-2016 годы» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 07. 11.2011 № 477-П; общий объем финансирования – 6959,71 млн. руб.);
4) ДКЦП «Чистая вода в Камчатском крае на 2012-2017 годы» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 10.01.2012 № 28-П; общий объем финансирования – 2720,5 млн. руб.);
5) ДКЦП «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012-2015 годы» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 06.02.2012 № 92-П; общий объем финансирования – 298,57 млн. руб.).
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края совместно с Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края завершило разработку проекта Государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
Общий проектный объем финансирования указанной Программы составляет 31842,3 млн. руб.
Реализация указанной Программы позволит, в том числе:
- обеспечить охрану окружающей среды и экологической безопасности в Камчатском крае;
- привлечь инвестиции в сферу обращения с отходами;
- обеспечить снабжения 9 населённых пунктов Тигильского, Карагинского, Пенжинского и Олюторского муниципальных районов запасами пресных подземных вод надлежащего качества;
- повысить защищенность населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод – 277,800 млн. руб.);
- обеспечить благоприятные условия для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов;
- укрепить материально-техническую базу подразделений по тушению лесных пожаров в Камчатском крае, осуществить внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров;
- сократить количество лесных пожаров и площади пройденной лесными пожарами, снизить причиненный ущерб от лесных пожаров;
- обеспечить сохранение и рост численности основных видов охотничьих ресурсов.
Камчатскому краю оказывается многопрофильная федеральная поддержка. В частности, Министерством природных ресурсов и экологии России приняты предложения Камчатского края по включению природоохранных мероприятий (экологическая реабилитация Авачинской губы, ликвидация накопленного ущерба в пределах ее акватории; строительство полигонов промышленных отходов и полигонов твердых бытовых отходов для Вилючинского городского округа; рекультивация земель; нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности) в Федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 - 2025 годы» на общую сумму – 2076,54 млн. руб.
Вместе с тем, отмечается необходимость дополнительной финансовой поддержки федерального центра в части создания инновационной экологической составляющей инфраструктуры системы жизнеобеспечения населения края.
Уважаемые делегаты и участники конференции!
Благоприятная окружающая среда является необходимым условием социально-экономического развития общества и здоровья его граждан. Проблемы ее обеспечения прямо или косвенно затрагивают интересы каждого жителя Камчатского края.
В заключение, хотелось бы выразить благодарность в адрес организаторов и участников конференции за важность и актуальность рассматриваемых вопросов.
Желаю Вам плодотворной работы по поиску рациональных путей охраны окружающей среды и совершенствованию правоприменительной практики в сфере экологии, а также, чтобы решения конференции легли в основу обращения конференции к делегатам IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды.