Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Сотрудники Кроноцкого заповедника поделились с Владимиром Солодовым впечатлениями от увиденного на юге Авачинской бухты 

В экспедиции от мыса Налычева до острова Старичкова их сопровождали специалисты из КамчатНИРО и Камчатского филиала Тихоокеанского института географии. 
6 октября 2020, 17:15
Сотрудники Кроноцкого заповедника поделились с Владимиром Солодовым впечатлениями от увиденного на юге Авачинской бухты 

Две группы исследователей изучали акваторию Авачинской бухты с берега и с воды. Об этом на встрече с губернатором Камчатского края сообщил научный сотрудник Кроноцкого заповедника и Тихоокеанского института географии Иван Усатов.

 
«Мы брали пробы, проводили поиски павших животных и выполняли погружения для обследования бентоса. Наши результаты показали, что состояние морских млекопитающих, птиц находится в норме. На берегу мы также не нашли никаких выбросов больших павших морских животных, птиц. Однако при погружении мы обнаружили, что на глубинах от 10 до 15 метров наблюдается массовая гибель бентоса — 95% мертвы. Сохранились отдельные большие рыбы, креветки, крабы, но в очень маленьком количестве», — сказал Иван Усатов.


Погружение было выполнено около устья реки Налычева, на мысе Налычева, в районе острова Старичкова, в бухтах Тихая и Спасения.


«Непосредственно в реке Налычева были взяты пробы воды. Живности там не было обнаружено. Что касается мыса Налычева, там были зафиксированы темная нехарактерная вода в придонных слоях, коричневая пена и очень скудный подводный мир животных», — добавил Иван Усатов.


При погружении в районе острова Старичкова и бухте Спасения также обнаружены массовые останки мертвого бентоса. Исследователи высказали предположение, что район загрязнения намного шире, чем акватория, которую они обследовали. 
По словам участников экспедиции, одна из возможных версий происходящего — цветение водорослей. Ранее этот процесс приводил к гибели морских животных. Отличительной особенностью того, что происходит сейчас является массовая гибель именно придонных животных. Поверхность океана находится в удовлетворительном состоянии. 
Подводный фотограф Александр Коробок, принимавший участие в экспедиции сообщил, что при погружении в бухте Спасения у него наблюдался ожог слизистой.


«После погружения я могу подтвердить, что имеет место экологическое бедствие. Экосистема подорвана значительно, и это будет иметь довольно долгосрочные последствия, поскольку все в природе взаимосвязано. Да, наблюдаются живые ракообразные. Но у них есть защитный панцирь, которого у других донных обитателей нет. В долгосрочной перспективе, скорее всего, они также погибнут», — сказал Александр Коробок.


По мнению участников экспедиции масштаб бедствия будет только увеличиваться, поскольку те виды животных, которые питаются бентосом тоже погибнут — кормовая база уничтожена. 
Во всех местах, где побывала экспедиция были взяты пробы, которые передадут для исследований в лаборатории во Владивостоке и в Москве.
Владимир Солодов попросил участников экспедиции разработать дальнейший план необходимых исследований. 


«На Камчатку приехали ведущие ученые, которые имеют опыт оценки такого рода последствий в акватории. Поэтому в целях установления источника происходящего важно продолжить исследования. И нам важно установить техногенная или биологическая причина того, что происходит. После мы сможем говорить конкретно о принятии мер. Сейчас мы видим последствия, но не понимаем причину», — сказал Владимир Солодов.


Напомним, в связи с загрязнением акваторий Тихого океана на Камчатке мобилизованы все ответственные ведомства. В проведённых исследованиях Роспотребнадзора оценивались санитарно-химические, микробиологические, вирусологические и радиохимические показатели. Кроме того, были проведены измерения гамма-фона во всех контрольных точках. Отклонений от нормы в результате выявлено не было. Для более точного анализа пробы направлены в лабораторный центр федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Также для исследований взяты и отправлены в Москву пробы воды, песка и образцы погибших животных.